Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Фундамент из покрышек: отзывы специалистов, способы закладки своими руками для сарая, бани и гаража, а также строительство дома из автомобильных колесных шин

Особенности

Первым фундамент из старых покрышек возвел петербуржец Михаил Семыкин, по этой причине конструкция носит его имя. В строительстве он применил ненужные шины от троллейбусов. Семыкин наблюдал за строением около года, однако не зафиксировал даже малейших изменений за это время. После этого им была разработана уникальная технология, на которую в дальнейшем был получен патент. Ярким примером, доказывающим надежность фундамента данного вида, является личный дом Михаила Семыкина, который имеет 3 этажа и занимает площадь 260 квадратных метров.

Такой способ возведения фундамента получил широкое распространение на рынке за счет того, что не требует больших финансовых затрат. При этом нужно помнить, что, кроме самих покрышек, для работы потребуются и другие строительные материалы.

Если грунт нестабилен, возвести на нем фундамент довольно непросто. Особенно осложняет обстановку его глубокое промерзание. Данный вид основания подойдет в первую очередь для применения на дачных и усадебных участках. На нем можно возводить как каркасный дом, так и баню, гараж, беседку и другие строения. Конструкция будет устойчива в сезон, когда грунт становится подвижным. Кроме того, для таких фундаментов требуется очень незначительное количество бетона, что также выгодно для застройщика.

Плюсы

Все материалы, применяемые в строительстве, имеют свои отличительные черты, плюсы и минусы. Старые шины не исключение.

  • Среди достоинств специалисты и потребители в первую очередь отмечают значительную минимизацию расходов. Это связано с тем, что найти изношенные покрышки несложно, огромное их количество находится в автосервисах и на станциях техобслуживания автомобилей. В итоге материал можно приобрести практически бесплатно, потратившись в основном на доставку шин до места строительства.
  • Фундамент, возведенный на основе старых резиновых покрышек, имеет длительный срок эксплуатации, так как материалы не теряют со временем своих качеств и остаются упругими. На таком основании вполне реально построить дом из дерева, оно способно выдержать довольно серьезные нагрузки. Кроме того, фундамент будет обеспечен надежной гидроизоляцией, вне зависимости от того, будет ли повышаться влажность грунта или нет. Воздействие воды таким постройкам не страшно, соответственно, микроклимат внутри здания будет вполне благоприятным.
  • Если строение располагается в зонах с повышенной сейсмоактивностью, колебания грунта будут компенсироваться амортизацией материала. Кроме того, такие основания устойчивы к воздействию температурных колебаний. И также нельзя не отметить, что фундамент из автомобильных шин можно сделать самостоятельно, а это приведет к уменьшению финансовых затрат застройщика.

Минусы

Главным недостатком автомобильных покрышек является то, что они способны разлагаться под воздействием высоких температур и при этом выделять вредные вещества в атмосферу. Этот минус компенсируется тем, что шины расположены ниже уровня земли либо невысоко над ней, поэтому практически исключается попадание прямых солнечных лучей и перегрев материала. Не слишком эстетичный внешний вид можно закрыть с помощью облицовки материалами разных видов. Единственное, чего не получится обойти – основание не выдержит тяжелых кирпичных и блочных строений.

Секреты возведения фундамента из покрышек

Чтобы такой фундамент стоял долго, есть определённые правила, соблюдение которых является обязательным:

  • не рекомендуется использовать фундамент из покрышек для строительства массивных зданий из кирпича или бетонных блоков;
  • фундамент из покрышек должен быть мелкозаглубленным;
  • покрышки нужно укладывать строго горизонтально, поэтому при монтаже первого ряда нужно тщательно контролировать их положение строительным уровнем;
  • при желании выступающие части фундамента можно облицевать декоративным материалом;
  • диаметр шин должен быть максимально большим из тех, что вам удастся найти, поскольку большие покрышки обладают повышенной прочностью.

Фундамент из покрышек: какие виды реальны?

Из этой продукции можно соорудить ленточное, столбчатое или сплошное, плитное основание. Естественно, последний из вариантов будет самым надежным.

Виды фундаментов

Покрышечная конструкция бывает поверхностной или заглубленной.

  1. Ленточный. В этом случае камеры располагают традиционным образом — вдоль наружных стен здания. Если грунт капризный, то покрышки укладывают как минимум в два ряда.
  2. Столбчатый. В этом случае элементы-опоры тоже состоят из нескольких шин. Их устанавливают в углах здания и между ними. Для большей надежности каждый столб внутри укрепляют арматурой. Такой фундамент подойдет, если на участке низкий уровень грунтовых вод, зато грунт может быть любой.
  3. Плитный. Это самый идеальный, прочный вариант. Камеры укладывают «сплошь и рядом» в несколько слоев, заполняя всю площадь будущего дома. Боковую поверхность или оставляют «как есть», или предусмотрительно закрывают ее бетоном, монтируя по периметру не слишком широкую опалубку.

Последний вариант — тоже своего рода монолит, так как наполнитель насыпают не только в шины, но и между ними.

Заполнение покрышек

Выбор наполнителя зависит от характеристик, которые необходимо обеспечить конкретному сооружению. Там, где наиболее важны амортизирующие свойства, используют засыпку влажным песком. Чтобы обеспечить максимальное уплотнение, его трамбуют точно так же, как и при обустройстве подушки для классического бетонного основания.

Если жесткость главное требование для конструкции, то в этом качестве используют щебень. Заливка в импровизированную мини-опалубку бетона — самое лучшее решение. Этот вариант применяют для всех видов фундаментов из покрышек — для ленточного, столбчатого и плитного вида.

Как уже было отмечено, армирование в обязательном порядке необходимо столбам, на которые придется максимальная нагрузка. В «плитно-бетонном случае» раствор иногда заливают и в пространство между шинами. Края такого своеобразного монолита защищают швеллером или уголком.

Виды

Фундаменты из покрышек можно разделить на три основных вида:

  • плитные;
  • ленточные;
  • столбчатые (точечные)

Отношение к определенному виду зависит от способа укладки шин. Плитный используется, если нагрузку нужно распределить по как можно более объемной площади, когда грунт слабый и болотистый.

Ленточный предполагает более широкие шины, отвечающие за распределение нагрузки, его можно применять при строительстве хозяйственных помещений и домов из легких материалов. В случае со столбчатым фундаментом основание представляет собой столбы. В этом случае затрачивается более продолжительное время на процесс укладки, однако потребители отмечают стойкость и надежность конструкции.

Обустройство плитного фундаментного основания

Плитный фундамент представляет собой прочную плиту, возведенную из старых покрышек. Строительные работы выполняются в следующем порядке:

  1. Зачистка участка под строительство от мусора и деревьев, демонтаж старых сооружений.
  2. Удаление верхнего слоя грунта на глубину до 15 см.
  3. Качественная укладка покрышек двойным слоем для увеличения прочности основания под будущее строение.
  4. Засыпка образовавшихся пустот внутри и между отдельными элементами фракционным материалом – гравием мелкой фракции или кирпичным боем. Внутреннее пространство каждой покрышки заполняется только на 85 %.
  5. Настилка рубероида или линолеума в качестве гидроизоляционного слоя.
  6. Установка съемной щитовой опалубки по всему периметру основания. При этом высота готовой опалубки должна составлять не менее 10 см.
  7. Монтаж арматурных прутьев на гидроизоляционный слой для увеличения прочности готовой конструкции.
  8. Заливка бетонной смесью, приготовленной из цемента, мелкого песка и воды.
  9. Демонтаж съемной опалубки после полного высыхания бетона.

Внимание! В качестве заполнителя пустот в автошинах нельзя использовать песок. Это чревато чрезмерной усадкой основания и деформациями готового строения.

Как сделать «автооснование»?

Поскольку есть возможность выбирать из трех видов оснований, не каждый хозяин участка может сразу определить подходящий вид. В этом случае лучше прислушаться к мнению специалистов, которые утверждают, что оптимальных вариантов есть всего два: это столбчатый и плитный фундамент.

Инструменты и материалы

Для заполнения покрышек чаще используют не бетон, а иной заполнитель, который обойдется дешевле, к тому же затраты при таком способе минимальны. Но присутствие раствора гарантирует качество. В этом случае понадобится набор, в котором должна быть:

  • арматура;
  • цемент, песок;
  • грабли, лопата;
  • строительный уровень;
  • доски для изготовления опалубки;
  • рубероид (альтернатива — линолеум);
  • трубы, предназначенные для трамбовки;
  • кирпичный бой для заполнения покрышек;
  • щебень, гравий для заполнения пустот между ними.

Отдельно надо остановиться на главных героях этой статьи. Покрышки от легковых автомобилей — выбор не самый лучший. Оптимальными для таких серьезных конструкций будут крепкие и максимально надежные шины. Например, покрышки от грузовых машин (КаМАЗ, ГАЗ), от специальной, сельскохозяйственной техники (трактор, снегоуборочная машина).

Технология создания обоих видов фундаментов отличается, поэтому имеет смысл остановиться на «автомобильных хитах» — на плитном и столбчатом основании. А потом рассмотреть ленточную конструкцию, обустройство которой очень похоже на создание «резинового монолита».

Плитный фундамент

Подготовка к сооружению любого из видов оснований требует предварительной очистки участка, удаления слоя с растениями. Его убирают (около 150-300 мм), площадку выравнивают. Затем засыпают песком, мелким щебнем или обломками кирпича, и снова равняют, уплотняют.

  1. Приступают к укладке шин, лучше, чтобы все изделия были одинаковых размеров. Покрышки укладывают рядами, следят, чтобы они были уложены максимально плотно.
  2. После получения «шинного поля» наполнитель сначала засыпают между покрышками, затем внутрь них. После трамбовки сверху настилают рубероид (линолеум).
  3. Изготавливают и устанавливают по периметру фундамента съемную опалубку. Ее высота должна быть на 100-150 мм выше, чем уровень покрышек.
  4. В опалубке сооружают армирующий каркас, используя вязальную проволоку, затем в нее заливают бетон.

Из раствора с помощью арматуры «выгоняют» воздух, потом накрывают ленту толстой полиэтиленовой пленкой. Ждут набора прочности бетона 4 недели. Опалубку снимают через 5-7 дней. Лучше выждать больший срок. Спустя месяц после заливки раствора строительные работы можно продолжить.

Столбчатое основание

На такие опоры будет оказываться очень серьезное давление, поэтому работа требует некоторых изменений. Укладку обязательно делают двухслойной, это должно обеспечить достаточную надежность сооружения. Вместе с любым фракционным материалом для покрышек всегда используют бетон. Процесс состоит из таких этапов:

  1. Как и для плитного основания, сначала снимают плодородный слой почвы, затем приступают к выкапыванию колодцев для покрышек, их глубина — 400-600 мм.
  2. Дно вырытых мини-котлованов трамбуют, выравнивают. Укладывают подушку из песка и щебня, которую также тщательно уплотняют, затем проверяют уровнем.
  3. В ямы укладывают нижние шины, затем элементы внутри надежно фиксируют арматурой, главная обязанность которой — предотвращение бокового сдвига столбов.
  4. После проверки на горизонтальность на нижние покрышки устанавливают еще один ряд. Между собой шины рекомендуют скреплять саморезами. Проверяют горизонтальность всех покрышек.
  5. Засыпают щебень, обломки кирпича в каждую опору, но оставляют примерно 50 мм до верха конструкций. Затем наполнитель хорошо увлажняют. После окончания этой операции поверх щебня заливают бетон.
  6. Оставшееся пространство засыпают гравием, затем поверхность всех столбов разравнивают. Дополнительно опоры защищают полиэтиленовой пленкой. Фундамент оставляют до полного застывания.

Ростверк для таких относительно легких конструкций чаще сооружают из бруса, однако есть и еще один подходящий вариант. Это профиль: например, швеллер, уголок. Балки на столбчатый фундамент (как и на остальные «резиновые» конструкции) укладывают строго посередине скатов.

«Резиновая лента»

Ленточный фундамент имеет смысл рассматривать для грунтов с низкой несущей способностью, там, где глубина промерзания велика. Эти основания обычно используют для домов из очень легких материалов, для бань или сараев. Технология во многом схожа с устройством плитного основания, однако отличия все же есть.

  1. Первым делом определяют положение осей всех стен здания. От них в обе стороны откладывают расстояние как минимум 1000 мм. На этих местах устанавливают колышки.
  2. Затем, отмерив от них расстояние, роют траншею. Ее ширина должна быть на 100-200 мм больше диаметра скатов. Глубина траншеи — меньше, чем глубина промерзания грунта.
  3. После обустройства дна укладывают два ряда шин. В угловые элементы, и в те, что находятся на пересечении внешних стен и межкомнатных перегородок, вставляют прутья арматуры. Их углубляют в грунт.

В покрышки засыпают наполнитель. Если необходимо, то оставляют свободное место для заливки бетона. Насчет целесообразности использования этого варианта могут возникнуть сомнения. Некоторые считают, что легче залить классическую, максимально прочную ленту, однако она обойдется гораздо дороже.

Возведение фундамента с использованием щебня

Второй способ строительства потребует немного больше времени и затрат. Во время работ используется щебень, что увеличивает стоимость, но при этом готовая конструкция будет в разы прочнее и надежнее, чем при использовании столбчатой технологии. К этому способу строительства следует обращаться в том случае, если фундамент делается под тяжелую постройку: баню большого размера, крупный сарай, в котором будет храниться много вещей.

Пошаговая последовательность подготовительных работ для строительства своими руками:

  1. В первую очередь необходимо снять небольшой слой грунта, чтобы на месте фундамента образовался котлован необходимого размера. Слишком глубокий котлован не требуется — достаточно 10-20 сантиметров.
  2. Желательно плотно утрамбовать землю в котловане. Для этого может использоваться каток, его ручные аналоги или толстое бревно в качестве трамбовки. После того как утрамбуется земля, котлован заполняется мелким щебнем или гравием мелкий фракции, после чего повторно трамбуется.
  3. В случае если возводится легкая постройка, можно просто руками и подручным инструментом выкопать ямы по диаметру автопокрышки. В этом случае получится несколько опор, каждая из которых состоит из заполненных гравием шин. Количество шин зависит от желаемой высоты цоколя будущего здания, а также от особенностей рельефа местности. Поскольку в этом случае в центре опоры не будет проходить столб, ее желательно дополнительно забетонировать, но все равно такое решение будет подходить только для небольших по весу конструкций.
  4. Во время выполнения разметки следует сразу отметить (при помощи колышков или другим способом) места, где будут располагаться шины.

Если делается четыре опоры по углам строения, то при повторном проверочном измерении рулеткой должен получиться ровный прямоугольник или квадрат. Фундамент из шин не допускает слишком больших искривлений и диагоналей — нагрузка будет распределяться неравномерно. На этом подготовительные работы с фундаментом заканчиваются, и начинается работа непосредственно с шинами.

Основной этап возведения фундамента

На заранее размеченных местах устанавливаются покрышки. Устанавливать их следует горизонтально, результат проверяется при помощи широкой доски и строительного уровня. В низ каждой покрышки желательно уложить слой рулонного гидроизоляционного материала — это необходимо для того, чтобы влага от земли сквозь щебень не попадала на нижнюю часть здания. После этого все внутреннее пространство покрышек засыпается мелким щебнем. Время от времени щебень следует уплотнять, чтобы наполнение было максимально плотным и равномерным

Прекращать засыпать камни нужно заранее, когда до верха останется порядка 5-6 сантиметров. Далее щебенку следует увлажнить, но не переборщить — важно, чтобы заливаемая далее бетонная смесь стекала внутрь, а не цеплялась за сухой щебень. Пространство внутри шин с влажной щебенкой бетонируется до краев, а излишки бетона снимаются при помощи ребра доски или любым другим удобным способом. За один подход заливается один столб, процесс нельзя разносить на несколько частей — заставший бетон не даст свежему составу стечь внутрь.

После окончания работ следует подождать минимум неделю, прежде чем продолжать строительство. Этот срок необходим, чтобы бетон успел набрать максимальную прочность. Данный способ гарантирует создание надежного и прочного основания

Максимальная часть нагрузки приходится на нижний слой щебенки — это одна из причин, почему щебенку важно засыпать на ровную поверхность и тщательно трамбовать. Готовая площадка отлично подойдет для размещения сарая, бани, беседки или любой другой постройки

Плотность набивки покрышек

Уже не раз обсуждалось, что самый важный аспект в этой работе – это плотность набивки самой покрышки. В случае с недостаточной набивкой, боковина покрышки «едет» под нагрузкой, строение смещается и может быть разрушено.


Покрышка в фундаменте должна быть плотно набита. Это аксиома. Обсуждению не подлежит.

Приспособления, которые применяются для плотной набивки – это любые деревянные колотушки, песты. Отлично помогает при закладке песка в закраины самодельная изогнутая бита.

Как избежать вспучивание грунта

Фундамент имеет неглубокое заложение. Если строительство ведется в регионе с суровыми зимами, необходимо предусмотреть вспучивание грунта из-за мороза. Для того чтобы исключить неприятные последствия в процессе эксплуатации здания, внутрь образующихся из шин колонн закладывается грунт. Но делать это необходимо не до края, а только на 80 % от объема шины.

Пустые 20 % необходимы как резервное место в случае вспучивания грунта. Поверх полученных опор укладывается рубероид. Некоторыми строителями используется линолеум, который остался от ремонта — это дополнительная экономия.

Сфера применения «автофундамента»

Такая разновидность основания активно используется дачниками. Его возводят для туалетов, бань, небольших сараев. Не являются исключением и более серьезные здания, предназначенные для жилья.

Практически повсеместно такие конструкции устраивают в Якутии, для небольших домов. Поскольку слой грунта, расположенный на глубине 400-500 мм, не оттаивает ни весной, ни летом, покрышки там заменяют традиционные столбчатые фундаменты.

Идеально подходят такие основания для пучинистых грунтов, для районов с повышенной сейсмической активностью. Если говорить о возможности использования покрышек в этой роли, то у них нет «противопоказаний» для строительства:

  • одноэтажных жилых домов, если их стены будут возводить из дерева (бруса);
  • не слишком больших, высоких и тяжелых каркасных конструкций;
  • хозяйственных построек, бань, гаражей;
  • террас, веранд, беседок;
  • основания для заборов.

С капитальными сооружениями не все так просто. Поскольку недостаток опыта частных застройщиков может привести к непредвиденным последствиям, фундамент из покрышек все же использовать для такого самостоятельного строительства не рекомендуют. Стены, которые будут возводить из камня кирпича или бетонных блоков, «автофундамент» выдержит едва ли.

Как сделать фундамент из покрышек своими руками — пошаговая схема

: Котлован

Прежде чем затевать заливку фундамента, необходимо заранее запастись всеми инструментами и материалами, которые могут понадобиться в процессе. А потом подготовить строительную площадку для дальнейшего строительства. Прежде необходимо очистить ее от мусора и камней. Понадобится выкопать котлован на площадке, при этом необходимо учитывать отступ с каждой стороны траншеи по 20 см. Глубина рекомендуется не более 30 см, в зависимости от выбранного исходного материала для заливки.

: Укладка покрышек

Дно нужно выровнять и утрамбовать, после чего проверить проделанную работу строительным уровнем. Далее приготовить автомобильные покрышки, брать по одной и укладывать их на дно вырытого котлована, впритык, без зазоров, параллельно плоскости земли. Забирая лопатой битый кирпич и подготовленную щебенку, землю и песок, заполнять пространство внутри шин, аккуратно утрамбовывая материал молоточком. По такому же принципу потом нужно избавиться от зазоров между покрышками. Слой получившейся насыпи должен располагаться таким образом, чтобы покрыть шины полностью.

: Опалубка

После утрамбовки и подготовки основы из покрышек можно переходить непосредственно к заливке. Первым делом необходимо уложить листы рубероида, которые будут выступать в качестве гидроизоляции для будущей бани или гаража. После чего можно делать опалубку по стандартной строительной технологии, используя брус и заранее подготовленную доску. Опалубка должна быть выполнена таким образом, чтобы в результате получилась монолитная плита из бетона, которая будет выступать в качестве верхней части фундамента. Несмотря на достоинства применения покрышек, такой фундамент нужно будет армировать, используя для этого арматуру, швеллера или металл, перевязанный проволокой. В некоторых случаях достаточно актуально применять уже готовую монолитную бетонную плиту для верхней части, но в таком случае необходимо заранее просчитать ее стоимость и экономическую целесообразность использования такого материала.

: Заливка

Заливку опалубки несложно сделать своими руками, ее производят стандартным раствором бетона, но рекомендуется добавлять в него специальное средство – пластификатор. Это обеспечит отсутствие в дальнейшем трещин и сколов готового фундамента. Накрыв залитый раствор старой ветошью и тряпками, вымоченными в аммиаке, можно значительно сэкономить время на высыхании. Плита из бетона должна выстоять на протяжении минимум 7–10 дней, это позволит набрать прочности и надежности. По истечении этого времени опалубку можно смело разбирать

При такой методике выполнения фундамента своими руками очень важно точно соблюдать горизонтальность поверхности плиты, для постоянных проверок во время монтажа и заливки рекомендуется использовать строительный уровень